Елена Оленина - поэт, тысячами кровеносных сосудов связанный со своим поколением, вышедшим в самостоятельную жизнь в канун крушения старого мира, нагло именовавшим себя «новым миром».
Предчувствием надвигающейся катастрофы пронизана вся ее поэзия первой половины восьмидесятых годов. На лице Олениной – гримаса боли. Ужас, отвращение сгущены в ее стихах начальной поры до гротеска. Отсюда резкость, угловатость, хриплая нота надрыва. Энергия неприятия!
Что обнадеживало в этих ученических стихах? Выстраданная подлинность чувств, своя, незаёмная образность, а главное – беспощадная искренность, которой Оленина училась у Ахматовой и Цветаевой.
Нет, она не повторяла образно-интонационные клише своих великих предшественниц: она честно, отбросив, как и они, ложный стыд, исповедовалась не перед читателем, а перед своим лирическим героем. Я не оговорился. Именно так: лирическая героиня Олениной распахивала до донышка свою душу перед героем своего пожизненного романа, перед вечным возлюбленным, перед своим единственным – единственным даже в том случае, если у него меняются имена, черты лица, биографические данные. Он сотворен лирической героиней и обязан быть таким, какой ей нужен. И тут возникает трагедийная нота.